2009/08/30

Искусство всегда и везде. О Японском искусстве




Художественное ремесло, прикладное искусство в Японии называют словом когэй.

Наблюдательность и близость к природе научила японцев тонко чувствовать материал, из которого создается вещь.

Неустанные поиски выразительности привели к удивительному разнообразию техники обработки материала, что составляет еще одну особенность японского декоративно-прикладного искусства.

Простота и строгость –это отличительные черты искусства Японии. Японские мастера предпочитают ясные спокойные формы без всякой вычурности и надуманности.

Варвара Бубнова, русская художница, много лет жила и трудилась в Японии. Она очень точно выразила в своих заметках:

...Надо отметить, что среди живописцев Востока японские художники-классики обладали наиболее тонким чутьем цвета и цветовых отношений, а также интимным проникновением в психологию цвета;
поэтому их живопись привлекает не только красотою красок и их сочетаний, но и, подобно музыке, своей внутренней глубиной, не выразимой словами.

Для меня классическое искусство Японии стало родным, оно открыло высокое свойство истинного искусства — оставаться вечно новым, оно объяснило смысл искусства живописи и раскрыло возможность выражения в нем глубин духа и мысли.



Трудно сказать, что для японца является высшим выражением искусства или что больше всего удовлетворяет его жажду красоты: картина, будь то пейзаж, портрет или буддийская икона, или чайная чашка, вылепленная руками художника;

букет цветов, составленный мастером икебаны, или просто цветок с каплей росы на лепестках;
карликовая сосна, выращенная в утлой посудине, не похожая на древнее дерево, или распланированный художником сад; артистически написанное иероглифами изречение или обломок старого дерева, которому время придало фантастическую форму, благородный цвет и фактуру.

Для японца искусство — это выражение высших стремлений души, умная и легкая игра в ремесло, создающее вещи на потребу человека.

Искусство всегда и везде.

...Для японца нет большого или малого искусства, для него какэмоно — не только картина с глубоким содержанием, но и прекрасно сработанная и оформленная вещь, а глиняная чашка не только полезный предмет, но и продукт труда, в который был вложен дух искусства. Поэтому можно сказать, что японская чашка „поет"."

Прикладное искусство Японии
Керамика Масико-яки
О чайном ритуале
Кацусика Хокусай

Комментариев нет: